
Прототип International Turbostar 1960-х с газотурбинным мотором
Среди европейских любителей грузовиков название «Turbostar» навсегда будет ассоциироваться с культовой моделью марки Iveco. Мощный 17,2-литровый двигатель V8, отличающийся необычайной эластичностью, отличными мощностными характеристиками и, к нему, несинхронизированная коробка Eaton Fuller – это именно те агрегаты, которые сделали итальянский тягач фаворитом многих водителей. Однако не все знают, что это был не первый грузовик, названный «Turbostar». В конце 60-х годов американский International создал прототип с таким названием, с соответствующей силовой установкой.
В середине двадцатого века американские производители грузовиков начали искать решения, которые в магистральных перевозках могли бы заменить традиционные дизельные двигатели. В связи с быстрым развитием аэрокосмических технологий в то время, особое внимание было уделено газовой турбине. Принцип работы такого агрегата заключается в нагреве холодного воздуха и его сжатии, а затем нагнетании в турбину, которая в результате расширения газа вращается и вырабатывает энергию. На бумаге это была не очень сложная конструкция, и, к тому же, газовые турбины отличались компактными размерами и способностью сжигать практически любой доступный вид топлива. Поэтому неудивительно, что в 60-х годах почти каждый американский производитель грузовиков построил свой собственный прототип, оснащённый газовой турбиной. International присоединился к этой группе в 1968 году, построив собственный экземпляр тягача под названием Turbostar. Таким образом, в отличие от культового Iveco, здесь название говорит не о дизеле с турбонаддувом, а именно о газовой турбине. В качестве основы был взят International CO-4000, который был типичным для своего времени американским тягачом с кабиной, расположенной над двигателем. В изначально дизельный тягач установили газовую турбину авиационной марки Solar, в то время принадлежавшей International. Этот агрегат имел длину 1,27 метра, высоту 1,04 метра и ширину 0,91 метра, а вес в 719 кг делал его почти вдвое легче дизельных агрегатов того времени. Что также интересно, сама турбина могла раскручиваться до 34 тыс. об/мин, однако по практическим соображениям эта величина была ограничена 4 тыс. об/мин, что в любом случае являлось высоким показателем для грузовика. Что касается мощности, то агрегат генерировал около 300 л. с., что в Америке 60-х годов было умеренным результатом. Однако новый мотор был настолько эластичным, что достаточно было установить к нему в пару коробку передач всего с пятью передаточными числами. Тест-водители упоминали, что во время движения можно было практически не переключаться. Основным недостатком газотурбинных моторов был высокий расход топлива. Согласно сохранившимся материалам прессы, International, от части, справился с этой проблемой. В двигатель внедрили специальный рекуператор, то есть теплообменник, который забирал часть энергии из выхлопа для повторного использования в процессе привода турбины. Это решение, наряду с форсунками с изменяемой геометрией, давало Turbostar сопоставимый расход топлива, как у грузовиков, оснащенных традиционным дизелем. Плюс к этому, такие моторы имели низкую стоимость обслуживания и высокую надёжность. Но, ни International Turbostar, ни другие подобные прототипы, так и не стали серийными. Почему? На самом деле было много факторов, препятствующих успеху этой идеи. Это были, среди прочего, высокие затраты на внедрение новых технологий, нежелание перевозчиков, привыкших к традиционным решениям, а также многочисленные проблемы, связанные с газовыми турбинами, такие как ужасающий шум, создаваемый во время работы (можно слышать на видео) и выделение огромного количества тепла. К слову, уже в 80-х годах, название International Turbostar вернулось и на этот раз поступило в продажу. Это произошло благодаря тому, что, Iveco выкупила австралийское подразделение американского бренда International и решила продавать в Австралии свою новую модель Turbostar. Так появился International F4470 Turbostar.
Источник: https://xn--80atgfcnje.xn--90ais/news/prototip-international-turbostar-1960-x-s-gazoturbinnym-motorom
Новости и последние публикации
- 11 февраля
Тридцать лет исполняется Mercedes-Benz Sprinter
Подробнее - 11 февраля
Новый грузовик БАЗ на 90% российский
Подробнее - 5 февраля
Mercedes серии L все еще в производстве
Подробнее - 5 февраля
Российская компания БН-Моторс получила ОТТС на грузовики под собственной маркой BNM
Подробнее - 31 января
В 2024 году российский рынок прицепов упал, а полуприцепов — вырос
Подробнее - 31 января
Cummins демонстрирует турбонаддув для водородного двигателя
Подробнее